Матриархат наяров и современное положение мужчин в России: скрытое многомужие и разрушение традиционных ролей.
Наяры — одно из этнических сообществ, живших на юго-западе Индии, на территории современного штата Керала. Их общественный строй был уникален тем, что основывался на матриархальных принципах: родство передавалось по женской линии, а имущество и власть концентрировались в руках женщин. Этот уклад жизни существовал на протяжении долгих веков и привлек внимание многих этнографов и антропологов, исследовавших вопросы семейной структуры и общественных норм.
Особенный интерес представляет разбор общества наяров в контексте современного российского общества, где наблюдаются скрытые формы матриархата. Хотя Россия формально придерживается патриархальных традиций, на практике мы видим значительное смещение власти в сторону женщин в семейной сфере, особенно в вопросах воспитания детей и финансовых обязательств. Сравнение этих двух обществ помогает лучше понять, как работает матриархат в его явных и скрытых формах.
Данные о наярах взяты из работы академика наук СССР, этнографа М. О. Косвена «Матриархат. История. Проблемы», опубликованной в Москве и Ленинграде в 1948 году. Этот труд является классическим исследованием матриархата и раскрывает важные аспекты жизни наяров, которые можно рассмотреть в контексте современных гендерных отношений в России.
История наяров, коренного населения Малабара (ныне территория юго-западной Индии), наглядно показывает нам примеры ярко выраженного матриархата, в котором мужчины были лишены своих прав на потомков, и дети воспитывались по линии матери. У наяров традиционная семья практически не существовала. Женщины могли иметь нескольких мужей, между которыми делились дни и ночи, а дети считались потомками матери, независимо от того, кто был биологическим отцом. Наяры жили в условиях многомужества, где мужчины не имели права на воспитание детей и не передавали им имущество или статус.
Матрилокальность и матрилинейность, когда наследование шло исключительно по женской линии, у наяров было принято нормой. Это гарантировало, что вся власть и имущество оставались в руках женщин, а мужчины были лишены своих традиционных прав и обязанностей в отношении своих детей. Их роль сводилась к минимальному участию, а иногда и вовсе исключалась из семейных дел.
Современные мужчины в России, на первый взгляд, находятся в иной системе, где формально закреплены равные права обоих родителей. Однако скрытая форма матриархата, проявляющаяся через судебную систему и социальные институты, ставит мужчин в положение, схожее с положением наяров. После развода дети в подавляющем большинстве случаев остаются с матерями, а отцы фактически лишаются прав на участие в воспитании. Система алиментов, жилищных обязательств и отсутствие гарантированных прав на воспитание приводит к тому, что мужчины вынуждены платить, не имея возможности влиять на жизнь своих детей.
Скрытое многомужие также становится реальностью для современных мужчин в России. Женщина может получать алименты от нескольких мужчин — бывших мужей и отцов своих детей, что фактически приводит к тому, что финансирование одной семьи происходит со стороны нескольких мужчин. Это создает ситуацию, где мужчина не может позволить себе создание новой семьи, так как большая часть его дохода уходит на поддержание первой семьи.
Различие с наярами заключается в том, что в Индии матриархат был явным и закрепленным законом. Мужчины знали, что у них нет прав на детей и они лишь «гостевые участники» в жизни женщины. В России же патриархальная система декларируется как основа семейных ценностей, однако в действительности происходит постепенный переход к скрытому матриархату. Судебные решения и социальные установки способствуют тому, что мужчины теряют контроль над своими семьями, детьми и финансами.
Разрушение традиционной патриархальной семьи в России, в отличие от открытого матриархата наяров, происходит постепенно и скрыто. Мужчин лишают не только прав на детей, но и финансово ограничивают их, создавая условия, в которых создание новых семей становится невозможным. Современный скрытый матриархат действует через систему, которая формально провозглашает равенство, но фактически отдает ключевую власть женщинам.
Такие параллели между наярами и современными мужчинами в России демонстрируют, что разрушение патриархата происходит не через прямое введение матриархальных законов, как это было в Индии, а через скрытые социальные механизмы. Традиционные роли отцов размываются, а мужчины сталкиваются с постоянным ограничением своих прав.
При этом важно отметить, что в отличие от открытого матриархата наяров, где мужчинам сразу было понятно их место в обществе и в семейной структуре, в России мужчин вводят в заблуждение иллюзией равенства и справедливости в семейных отношениях. Мужчины вступают в брак, предполагая, что у них будут равные права на детей, но, сталкиваясь с реальностью развода, они обнаруживают, что судебная система и общественные нормы автоматически склоняются в сторону матери.
Именно эта скрытая форма матриархата наиболее опасна, потому что она подрывает доверие мужчин к системе и разрушает саму основу семейных отношений. В системе наяров мужчины знали свои ограниченные права и обязанности, а в современной России мужчина может оказаться в ситуации, когда его роль сводится к роли «кошелька» без возможности участвовать в жизни своих детей. Более того, введение жилищных алиментов и новых обязательств по содержанию семьи фактически исключает для многих мужчин возможность создания новой семьи, что приводит к демографическим проблемам и увеличению числа мужчин, отказывающихся от брака.
Матрилинейность и матрилокальность наяров были закреплены как социальные и культурные нормы, что давало женщинам полную власть в семье. В России эти принципы существуют неформально, через систему правоприменения, где женщины, обладая правами на детей, получают и ключевые финансовые гарантии. По сути, это создаёт благоприятную среду для возникновения скрытого многомужества, когда женщина может одновременно получать финансовую поддержку от нескольких мужчин, в зависимости от того, с кем из них у неё есть дети.
Это положение усиливается и тем, что отсутствие реальных механизмов защиты прав отцов в России только подрывает их доверие к семейным институтам и государственным органам. Открытый матриархат наяров был понятен и предсказуем, а в современной России мужчины чувствуют себя обманутыми, так как формально закрепленные законы и нормы работают не в их пользу. Разрушение традиционного патриархального уклада происходит под видом защиты прав детей и женщин, но в реальности приводит к дискриминации мужчин в семейных вопросах.
Матриархат, который существовал у наяров, был честен: мужчины знали, что они не могут претендовать на участие в жизни детей. В России же современная правоприменительная практика маскируется под гендерное равенство, в то время как мужчины фактически лишены прав. Такое скрытое срывание матриархата в России происходит под лозунгами защиты прав женщин и детей, но его цель — окончательно лишить мужчин власти в семье.
Очевидно, что такие процессы могут привести к серьёзным последствиям для демографии и социальной стабильности. Мужчины всё больше отказываются от создания семей, видя, что брак для них означает потерю прав и финансовую кабалу. А дети, растущие без отцов или с отцами, которых они видят только изредка, лишаются мужского примера и правильных семейных ценностей.
Таким образом, мы видим, что скрытый матриархат в России, несмотря на внешнюю видимость патриархальной системы, ведёт к тому же результату, что и у наяров — мужчины исключаются из ключевых аспектов семейной жизни. Если не обратить внимание на эти процессы и не изменить правоприменительную практику, Россия может столкнуться с ещё большим кризисом семейных ценностей и демографическим спадом.
Скоро выйдет — Памятка для мужчины, вступающего в брак.