Я женился и по мнению Сократа должен стать философом.
Одним из великих древнегреческих философов, как известно, был афинянин Сократ (470/469 г. до Р.Х. — 399 г. до Р.Х.). Согласно книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» он был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты. Сократ дал два великолепных ответа на вопрос стоит ли жениться. Это ответы поражают и своей глубиной, и парадоксальностью.
Диоген Лаэртский так описывает первый из его ответов:
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил:
«Делай, что хочешь, — всё равно раскаешься».
Будучи великим мудрецом, хорошо познавшим человеческую природу, Сократ понимал, что человек часто жалеет о своих решениях, надеясь, что при ином выборе он был бы счастливее. Таким образом, в общем-то ответ Сократа касается не только женитьбы, а всех судьбоносных решений в жизни человека. Особенно человека, сомневающегося в правильности своих поступков. Те, кто не сомневаются, чаще всего и вопросов не задают. И не жалеют.
Второй самый известный ответ Сократа по поводу женитьбы.
Когда-то его спросили:
— Жениться мне или нет?
И мудрец дал такой ответ:
— Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена — будешь исключением. А если плохая — станешь философом.
Да, действительно, брак – это удивительный опыт жизни, которых многих сделал философами. В общем, нет худа без добра.
Все понимают также, что, давая именно такой ответ, Сократ имел в виду и себя, поскольку был женат на крайне сварливой женщине по имени Ксантиппа, которая вошла в историю. Правда, по словам Аристотеля, женат он был дважды: первый раз — на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз — на Мирто, дочери Аристида Справедливого.
О Ксантиппе есть много разных историй. Некоторые приведены в знаменитой книге Диогена Лаэртского.
Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, — промолвил Сократ, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Его друг Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима, но он ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?» — «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей», — отвечал Сократ.
Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: «Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: «Так её, Сократ! так его, Ксантиппа!»?» Он говорил, что сварливая жена для него — то же, что норовистые кони для наездников: «Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми».
Другой философ Бион, он же Бион Боресфенит (IV в. до Р.Х) на вопрос, стоит ли жениться, сказал так: «Уродливая жена будет тебе наказанием, красивая — общим достоянием». Из чего можно заключить, что его ответ на ключевой вопрос был отрицательным.
Диоген, он же Диоген Синопский, сын менялы Гикесия, широко известен, поскольку многие краем уха слышали о бочке, в которой он жил. Он также не был поклонником брака. На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
Подобным образом отвечал и Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до Р.Х.) один из знаменитых «семи мудрецов». Когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: «Слишком поздно!». Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: «Потому что люблю их»
Тем не менее, хочу напомнить, что многие древнегреческие философы были женатыми людьми, а некоторые предпочитали иметь наложниц (например, Аристотель). Кто-то совмещал и то, и другое. Среди женатых был и философ Менедем из Эретрии (345/4 г. до Р.Х. — 261/0 г. до Р.Х.)
Кто-то его спрашивал, должен ли человек мыслящий жениться. «Как по-твоему, — переспросил Менедем, — мыслящий я человек или нет?» И услышав, что мыслящий, ответил: «Ну, так я женат».
Жениться или нет? Рекомендации знаменитых древнегреческих философов