Фильм о военных годах жизни Михаила Калашникова и до момента изобретения АК-47. Продолжительность фильма 1 час 50 минут и мне кажется, что он очень сильно затянут. За весь фильм было только 2 динамические сцены в самом начале танковый бой и уже ближе к концу драка с НКВДшником. Музыка не запомнилась вообще никакая, хотя была сцена с танцами на танцевальной площадке.
Не очень понятно прозвучал факт, что Калашников сошел на станции Матай (КАЗЖД) где-то в Казахстане, где жил, но домой так и не зашел, а только писал домой письма. Жил в паровозном депо и его хорошо знал начальник этого депо.
Про депо надо сказать особо. Депо — дало «дорогу в люди» многим людям, простите за тавтологию. Мой дедушка по отцовской линии Литвинов Пётр Максимович устроился работать в депо станицы Тихорецкая и научился там всем видам слесарных работ. Депо раньше — это как ПТУ в наше время.
Аналог нашего депо у американцев это — гараж. В гараже Стив Джобс собрал первый компьютер. Гараж для мужчины — это его кабинет в котором он может сделать всё, ну или почти всё. У меня есть и я читал книгу: Всё, что нужно знать о производстве, я узнал в гараже Джо.
Сцена у врача, когда Калашников просился на фронт напомнила анекдот про системного администратора у окулиста. Когда врач просит прочитать то, что он видит на таблице проверке зрения, а системный администратор говорит: — Да у вас в таблице кодировка не настроена!
Интересные факты показаны из методики «Бережливого Производства». Первый факт, что конструктор на «собственной шкуре» понял, что самое главное в оружие — это его безотказная работа (сцена с перестрелкой в деревне с немцами). Второй факт, что конструктор должен находиться в Гембе (цеху или испытательном полигоне) и смотреть как работает то, что он сконструировал. Сцена про то как собирают на испытание образцы Дегтярева и на вопрос Калашникова, а где сам Дегтярев, помощник говорит, что конструктор никогда не ездит на испытание. Этот факт Калашников не понимает совсем, так как ему всегда не терпится испытать то, что получилось (сцена со стрельбой по бочке, когда на несколько дней был занят тир).
Заключительная сцена на полигоне во время конкурса, когда автоматы погружают в воду и песок требует отдельного пояснения, которое не дали зрителям. С изобретением капсюльного патрона проблема с осечками стала лежать в области оружия, а не патрона. Так как патрон закрытого типа, то может стрелять в любых условиях и в песке и в воде. А вот требование к оружию стали на порядок больше. И если все конструкторы шли по технологии подгони точности всех элементов, то Михаил Калашников наоборот оставил большие зазоры, которые и не позволяли автомату клинить и давать осечку.
Берданка — это от фамилии её изобретателя Хайрема Бердана. Говорили в фильме, что Калашников берданку делал в депо. Интересно, что в названии автомата скоро наверно будет такая же проблема, которая была у компьютерщиков в 2000 году (Проблема 2000 года). Автоматы Калашникова называется по году принятия на вооружения и уже есть такие разновидности: АК-47, АК-74 и АК-12.
Интересную сцену о том, что Михаил Калашников не чертил автомат, как чертят все конструкторы, а рисовал его, повторили несколько раз. Может быть это одна из техник разработки изделия, когда в первую очередь разрабатывается внешний вид изделия (дизайн), а потом уже дочерчивают всё остальное.
Этим приёмом пользовался и Андрей Туполев и Стив Джобс. Как-то раз Туполеву показали модель самолета. «Нет, не полетит», — оценил он внешний вид. — «Почему?» — «Модель некрасивая. Некрасивые самолеты не летают». Стив Джобс перед первой выставкой большую часть времени уделял дизайну корпуса, а не его электронной составляющей в результате не успели довести техническую часть и на выставке первый день стоял не работающий корпус.